1.1 ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Авторы

  • Салимов Бахриддин Лутфуллаевич. Профессор Ташкентского государственного транспортного университета Мерзаев Икром Бобоқулович. Старший преподаватель Ташкентского государственного транспортного университета

Аннотация

  

 Aннотация. Техника, понимаемая как ремесло, лишь копирует естественные формы. Технология связана с деятельностью малообразованных социальных групп, поскольку далека от интеллектуальных знаний и социальных технологий управления обществом. Таким образом, по мнению античных философов, технология нейтральна по отношению к культуре. Известна и знаменита концепция Э. Каппа об эволюции техники.

Ключевые слова: Миметик, эволюция, концепт, Восприятие, технократия.

 Одной из первых концепций технологии является концепция миметики. Миметическая концепция типична для античной культуры. Слово «миметик» в переводе с греческого означает «подражание». Согласно этой концепции, в основе античной культуры лежит представление о том, что способность творить и созидать дана ему небесным путем. По его словам, даже в самом совершенном своем творении человек старается повторить только самые совершенные формы, созданные природой.

По Аристотелю, в строении Вселенной, кроме человека, выделяются три типа существ: природа, знание и техника. Природа — источник совершенства, только она способна создавать формы и обновлять их, но недостатком природно-космического творчества является изменчивость природных форм. Знание прежде всего математическое и философское. Знания устраняют недостатки, обеспечивают постоянство и регулярность изменений. Техника, понимаемая как ремесло, лишь копирует естественные формы. Технология связана с деятельностью малообразованных социальных групп, поскольку далека от интеллектуальных знаний и социальных технологий управления обществом. Таким образом, по мнению античных философов, технология нейтральна по отношению к культуре.

Известна и знаменита концепция Э. Каппа об эволюции техники. Эта концепция изложена в работе Э. Каппа «Основные направления философии техники» (1877 г.) и включает в себя следующие основные принципы:

  • человек – существо активное, но его не удовлетворяют биологические и физиологические возможности своих органов в своей деятельности;
  • в процессе деятельности человека возможности биологических органов сочетаются с различными техническими устройствами сначала бессознательно, а затем сознательно;
  • Э. Капп впервые разрабатывает целостную концепцию органической проекции, в которой глубоко обосновывает и формулирует органопроекцию как основной принцип технической деятельности человека и всего его культурного творчества в целом;
  • поскольку оружие создано человеком, все технические средства являются продолжением его природного оружия.

Его рука занимает особое место среди органов человека. Во-первых, это природный инструмент, во-вторых, он служит моделью для механических орудий, в-третьих, он играет важную роль в производстве материальных имитаций.

Другие человеческие органы, например рука, находят свои проекции и выражения различными искусственными средствами. Э. Капп на жизненных примерах наглядно показывает видение и ни с чем не сравнимое значение руки.

Искусственный мир, созданный человеком, является продуктом органопроекции, то есть любые технические средства увеличивают и продолжают возможности естественных органов.

Восприятие по своей сути антропологично, поскольку все процессы, происходящие в техническом мире, соответствуют естественным функциям человека.

В XX веке медицина доказала возможность конструктивного наполнения естественных и искусственных органов в организме человека, показала, что техническое устройство способно выполнять функции сердца, почек и др. Эргономика становится все более важной в современной культуре. Эргономика – наука, максимально учитывающая биологические и физиологические параметры человека при проектировании различных технических механизмов, а также при исследовании трудовых процессов для создания оптимальных условий труда.

Важно осмыслить технологию как аспект социального существования человека и раскрыть ее сущность как одно из важнейших условий существования (деятельности) и развития человеческого общества. В этом направлении работали Е. Юр, И. Бекман и представители марксистской философии. К. Маркс стремился философски осмыслить проблемы технической деятельности. Более того, он был первым профессиональным философом, сделавшим технологию объектом истинного философского анализа. Принципы марксистской, т. е. диалектико-материалистической концепции (К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Богданов) основаны на следующих положениях:

  • Человек – существо активное, социально детерминированное. Мир общественной жизни формируется из контекста исторического времени и представляет собой последовательную смену общественно-экономических формаций. Производственные силы играют важную роль в деятельности человека, а определяющим элементом взаимоотношений между ними является техника.
  • В условиях капиталистического способа производства возникают острые социальные противоречия между трудом и машинами.
  • Данная техника является результатом многолетнего творчества и научных знаний. Основными формами его развития являются научно-техническая революция и научно-технический прогресс. Научно-техническая революция отражает кратковременный качественный скачок в развитии технологий. Научно-технический прогресс отражает общую тенденцию усложнения форм научно-технической деятельности человека.
  • Классический марксизм недооценивал социальные возможности воздействия технологий на рукотворную цивилизацию.

Технократическая концепция. В 1930-е гг.

К концу 1920-х годов страны, воевавшие в Первой мировой войне, постепенно избавились от некоторых негативных черт, ставших лицом техники в результате широкого использования их производственно-технических возможностей. Технология стала представляться с социально нейтральной (даже позитивной) точки зрения, что отличало ее положительные стороны от других движущих сил социального прогресса, таких как революции, борьба за передел мира и т. д. Первоначально идея «технократии» как власти инженеров была развита в 1921 году в социальной утопии «Инженеры и система цен» Торстейном Бундом Вебленом (1857-1929), представителем технических специалистов. Согласно этой идее, промышленность как слуга социального прогресса способна заменить богатых и финансистов в сфере социального управления ради общего блага. Согласно концепции Веблена, технические работники должны объединиться и занять лидирующие позиции в промышленности, осуществив рациональное управление обществом.

В свое время концепция «Технократии» была встречена с энтузиазмом. Идеи Веблена развивали А.Бёрд, А.Фриш и другие.

Технократическая концепция базируется на следующей логике:

  • Промышленная революция положила начало индустриализации, и технологии стали основой развития общества.
  • Промышленная система включает в себя постоянные технические и технологические инновации.
  • Будут созданы условия для научно-технического развития.
  • Технократия как адекватная форма управления в условиях научно-технического развития становится наиболее научно квалифицированной и идеологически универсальной частью интеллектуалов.
  • Политическая система общества должна быть изменена в соответствии с идеями технократии.

В 1941 году американский социолог Джеймс Бернхейм в своей книге «Управленческая революция» развил идею «власти экспертов» и обратил внимание на то, что технократия стала приоритетной идеей в лице менеджеров. Под влиянием политической реальности и «технологической революции» в ряде стран мира капитализм сменяется не социализмом, а «управленческим обществом».

Владение означает контроль. Если нет контроля, нет собственности. Поскольку собственность и контроль в корпорациях и государстве разделены, то в этом случае собственность должна быть передана тем, кто осуществляет контроль, то есть менеджерам.

Долгое время технократические прогнозы развития общества были весьма реалистичными. В промышленно развитых странах технологический прогресс развивался быстро и способствовал постепенному повышению производительности и уровня жизни.

REFERENCES

  1. Salimov Baxriddin Lutfullaevich. Бирдамлик ва ҳамжиҳатлик – ижтимоий муносабатларнинг келажагидир. Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. 3(3), March, 2023.
  2. Salimov Baxriddin Lutfullaevich. Ижтимоий муносабатларнинг шаклланиши ва барқарорлигини белгиловчи муҳим тамойиллар. Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences.  3(3), March, 2023.
  3. Salimov, B., Madalimov, T. (2023). Transport falsafasi. Globe Edit.
  4. Salimov Bakhriddin Lutfullaevich. The Importance of Sea Transport in the Communication System. WEB OF SYNERGY: International Interdisciplinary Research Journal. Volume 2 Issue 1, Year 2023 ISSN: 2835-3013.
  5. Salimov Bakhriddin Lutfullaevich. The Influence of the Transport and Communication System on Social Relations. Web of Semantic: Universal Journal on Ie Education. Volume 2 Issue 2, Year 2023. ISSN: 2835-3048.
  6. Salimov Bakhriddin Lutfullaevich. Reforms in the Fields of Communication and Transport and their Social Impact. Web of Semantic: Universal Journal on Ie Education. Volume 2 Issue 2, Year 2023. ISSN: 2835-3048.
  7. Бахриддин Лутфуллаевич Салимов (2022) Ўзбекистон тараққиётида коммуникация ва транспорт тизимини ўрни. Academic research in educational sciences, 3 (TSTU Conference 1), 403-407.
  8. Бахриддин Лутфуллаевич Салимов (2022). Жамиятнинг шаклланиши ва такомиллашувида бошқарув ва тарбия санъатининг ўрни. Academic research in educational sciences, 3 (11), 359-365.
  9. Salimov Baxriddin Lutfullaevich. The philosophical role of dialectical categories in human life. Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences.  Volume: 1, lssue 6,  2021. -Р.406-410. 
  10. Салимов Б.Л. Ижтимоий муносабатларнинг коммуникация ва транспорт тизими билан детерминистик боғлиқлигининг гносеологик таҳлили. Фалсафа фанлари доктори диссертацияси. Ўзбекистон Миллий университети. Тошкент. 2022, 224 б.
  11. Салимов Бахриддин Лутфуллаевич. Йўлдошов Сардор Зокир ўғли. (2023). 61. Инсоният ҳаётидаги туб бурилишлар.Innovative Technologies in Construction Scientific Journal, 1(2992-8893).
  12. Салимов Бахриддин Лутфуллаевич Равшанов Охунжон Тўймурод ўғли. (2023). 51. Техника тараққиётининг икки ёқлама таъсири. Innovative Technologies in Construction Scientific Journal, 1(2992-8893).
  13. Bakhriddin Lutfullaevich Salimov. NEGATIVE CONSEQUENCES OF SCIENCE AND TECHNOLOGY DEVELOPMENT. International Conference" Law, Economics and Tourism sciences in the modern world". 2023/5/1. С. 5-10.
  14. Salimov Bakhriddin Lutfullaevich, Tursunov, Shokhijakhan Ravshanovich, Haydarov, Mehriddin Nuriddin Ugli (2023). SYNERGETIC APPROACH IN THE ANALYSIS OF SOCIAL RELATIONS. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 3 (3), 1001-1007.

 

 

Опубликован

2023-12-30

Как цитировать

Салимов Бахриддин Лутфуллаевич. Профессор Ташкентского государственного транспортного университета Мерзаев Икром Бобоқулович. Старший преподаватель Ташкентского государственного транспортного университета. (2023). 1.1 ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. MOON SHINE SCIENTIFIC JOURNAL, 1(1), 3–6. извлечено от https://shine-aebgroup.uz/index.php/current/article/view/97